Кипр информ

Культ Афродиты: духовная битва продолжается

Культ Афродиты

Битва за души людей, полем боя которой является сердце человека, идет до сих пор. День за днем туристические автобусы и арендованные авто приезжают к известным на весь мир камням в Petra Tou Romiou и в расположенную по соседству деревню Куклия (Kouklia).

Всего несколько километров разделяют легендарное место, куда Афродита согласно легенде причалила на половинке раковины, и центр древнего города Палеа-Пафос: миф и история волшебным образом соприкасаются. Здесь располагалось самое известное в средиземноморье капище, посвященное Афродите.

Рядом возвышается древний православный храм Панагии Католики, посвященный Божией Матери. Это и есть внешнее свидетельство противоборства добра и зла, света и тьмы, борьбы, которая невидимо касается сердца каждого туриста, ступающего на эту древнюю землю.

Petra Tou Romiou

«Камень римлянина» — так переводится на русский греческое название. Одно из красивейших мест на земле (точка B на карте). Кисть великого художника тонкими мазками изображает волшебные рассветы, живописные закаты и три камня на фоне небесного цвета моря.

Согласно древней легенде, могучий воин-великан Дигенис Акрит, охраняя остров от вражеских набегов с моря, швырнул огромный камень и потопил корабль неприятеля. Каменная глыба так и осталась лежать у берега моря. Другая легенда утверждает, что именно здесь и ступила нога Афродиты — «пенорожденной» богини, с которой у многих связано столь много романтических ассоциаций. Однако романтика заканчивается, как только начинаешь читать древнегреческие мифы, повествующие историю рождения богини.

Здесь и злобные циклопы, заточенные отцом под землю, и мать, натравливающая сына против отца, сын, отсекающий отцу гениталии… Хватит?

Вместо любящего Бога Отца, ради людей благословившего Сына на лютую смерть на Кресте, люди выбирали жестоких богов, воевавших друг с другом, утопавших в интригах и грязных склоках.

В чем же причина? Коснемся этого позднее, а пока поднимемся чуть выше от морского берега — туда, где когда-то располагался древний город Палеа-Пафос, а сегодня находится деревня Куклия (точка С на карте).

Куклия (Kouklia)

В центре деревни, куда легко добраться по указателям, вход в музей под открытым небом. Цена билета – €3,40 (понедельник-воскресенье с 08:30 до 17:00).

В древности греки очень хорошо разбирались в искусстве и вообще ценили прекрасное. Место выбрано идеально: с ровной и плоской вершины холма открывается замечательный вид на море и окрестности. И сегодня это вид захватывает дух, его не портят ни современные виллы, ни огромные ветряки горной электростанции.

 

Центром древнего города было капище (храм) богини Афродиты. Капище представляло собой площадку, огороженную с четырех сторон высокой каменной стеной, сложенной из тесаного камня. Слева от центральной дорожки видны остатки грандиозного для той поры сооружения.

 

Первые упоминания о капище относятся к XII веку до РХ. Несколько всемирно известных мифов связано с этим местом.

Несчастный Пигмалион, бывший кипрским правителем, безнадежно влюбился в Афродиту. Он сотворил статую, которую оживила богиня, тронутая чувством Пигмалиона. Так появилась на свет Галатея. У Пигмалиона и Галатеи родились две дочери – Пафо и Метарма. По некоторым источникам, они стали жрицами культа Афродиты. В честь Пафо Пигмалион назвал город, носящий это имя до сих пор.

С утверждением религиозного культа в Палеа-Пафосе появляется войско под предводительством Кинира – представителя одной из знатных сирийских династий. Кинир женится на Метарме – верховной жрице Афродиты, дочери Пигмалиона и, используя статус своей жены, становится правителем Палеа-Пафоса. Именно Кинир возводит храм Афродиты, став одновременно царем и верховным жрецом культа Афродиты. Палеа-Пафос же становится столицей Кипра и одним из религиозных центров всего Средиземноморья.

Справа от дорожки можно увидеть фундамент дома жреца, который относится к более позднему историческому периоду (I век).

Культ Афродиты

Да, для Кинира культ Афродиты стал удобным средством концентрации власти в своих руках. Откуда же берут начало языческие культы? Что дает людям поклонение языческим божествам?

Если обратить внимание на самые известные объекты поклонения, то можно заметить интересную закономерность: все они имеют в основе определенные человеческие страсти.

Так, культы Диониса и Бахуса были неразрывно связаны с пьянством: человек вроде бы не упивался вином, но поклонялся Бахусу или восхвалял Диониса.

Культ Афродиты был связан с не менее популярной страстью не только нашего времени, и ритуальные совокупления в стенах капища были неотъемлемой частью культа. Хочу заметить, что христианская традиция, напротив, стремится сделать человека свободным, избавив от греха. Христианин призван трудиться над собой, избавляясь от страстей. Пост, молитва, покаяние – все направлено на исправление жизни. И здесь мы видим явное противопоставление двух религиозных традиций: христианства и языческих культов. Это не случайно, далее мы поговорим о причинах.

Символ божества для поклонения

Мы идем дальше – в сторону линии горизонта. Перед нами вход в средневековое поместье эпохи Лузиньянов. Это комплекс зданий с большим центральным двором.

Одним из основных предметов экспозиции, расположенной в замке, является «истукан» — серо-зеленый камень вулканического происхождения высотой 122 сантиметра. Это и была «Афродита» — символ божества, которому поклонялись люди.

 

Стоя перед этим невзрачным предметом, невольно задумываешься над одним вопросом, только ли потакание своим страстям заставляло людей приносить дары «истукану»?

Афродита «любила» благовония, сладости, мед, фрукты и отвергала кровавые жертвоприношения. Однако их любили другие боги. Археологи тщательно исследовали раскопки в местах, где находились капища Ваала и Молоха. Страшным божествам, ради которых устраивались грязные оргии, приносили в жертву людей, включая собственных детей.

Об этом свидетельствуют останки детей с табличками, на которых родители писали прошения. Жизнь своего ребенка – такую страшную цену платили за что-то серьезное – богатство или положение в обществе, например.

И снова не удержусь от противопоставления язычества и христианства. Бог Отец ради людей принес в жертву Своего Сына. Языческие боги требуют от людей приношения в жертву собственных детей, спаивают, развращают, разрушают семьи.

Язычник или христианин?

Стоя здесь, на чудесном холме, несложно проводить параллели между сегодняшним днем и событиями тысячелетней давности. Да, капище Афродиты разрушено: его не раз сотрясали мощные землетрясения, будто небеса уже не могли терпеть эту мерзость на земле, но люди восстанавливали «святыню» снова и снова, пока в IV веке император Феодосий Великий не запретил культ Афродиты.

Что, собственно, изменилось?

Язычество на первый взгляд очень толерантное, терпимое религиозное мировоззрение.

Язычник уважает всех существующих богов, и с радостью поклонится богам той страны или города, где окажется в гостях. Язычники понимают, что спокойная жизнь возможна, когда сумасбродные, мстительные боги благодушны, а значит их нельзя обижать. А раз так, то каждый гость, оказавшийся у язычника дома, должен поклониться его родным богам. За отказ нередко карали смертью. И эту смерть принимали христиане, не желавшие поклоняться никому, кроме истинного Бога.

Эта языческая «нетерпимая терпимость» в полной мере проявляется сегодня по отношению к различным общественным явлениям. Думаю, примеры приводить излишне. Турист, поклонившийся сначала православной святыне, а потом Афродите, ничем не отличается от язычника, жившего много веков назад. Да и жрицы Афродиты сегодня в изобилии доступны в определенных местах по всему миру.

Так что же получается, что согрешают все те, кто ездит в Petra Tou Romiou, или переступает порог музея в Палеопафосе? Конечно нет, это не так. Причина греха кроется в нашем сердце, в наших мыслях, желаниях и стремлениях.

В заключение

Я люблю приезжать к «камням Афродиты» — это удивительно красивое место, и мы любим иногда прогуляться там с детьми. Но я никогда не связываю его посещение с возможностью получить «что-то». Кто-то хочет получить у Афродиты молодость и красоту. А откуда будут «дровишки»? Мы хотим чуда? Но чудеса совершаются в точке соприкосновения духовного и материального миров. Иными словами, чудеса творят нематериальные силы.

И в духовном мире, как и в нашем материальном, существуют добро и зло. Лучше написать так – Добро и зло.

Бог и Его помощники – ангелы на одном полюсе. Бывшие ангелы – творения Бога — диавол или сатана и бесы – на другом. Два полюса, два противоположных типа духовных сущностей являются основой двух противоположных религиозных культов – христианства и язычества.

И небольшая деревня Куклия наглядно демонстрирует их близость в нашей повседневной жизни: храм Панагии Католики и развалины древнего капища Афродиты до сих пор привлекают внимание людей, решающих, кому отдать свое сердце.

Exit mobile version