Кипр информ

История Кипра: доисторический период – 330 г. н.э.

доисторический период

Многие даже не поверят, насколько глубоко в историю можно проникнуть на маленьком острове Средиземного моря. Ведь история Кипра началась еще в доисторическую эпоху.

Зарождение

Древнейшие поселения на Кипре возникли в эпоху неолита в южных и северных прибрежных районах острова (Калавасос, Петра ту Лимнити, Хирокития, Френарос и т.п.). В эту эпоху существовали только каменные предметы. Люди сооружали свои жилища, подбирая места около рек или холмов. Строили их из камней, дерева и глины, придавая домам округлую форму. Предметы, обнаруженные в ходе раскопок, показывают, что в те далекие времена люди занимались охотой и рыбной ловлей. Также были сделаны первые попытки возделывания земли и разведения животных.

В период каменного века (3900-2500 гг. до н.э.) большинство поселений на Кипре располагались в западной части, где развивался культ богини плодородия (Кисонерга, Леба, Калавасос, Ерими). В эту эпоху жители Кипра открыли медь, однако, ее использование было крайне ограниченным. От этих времен до наших дней сохранились первые медные предметы: жернова, печати, инструменты, шампуры, рыболовные крючки и ювелирные украшения.

В медном веке (2500-1050 гг. до н.э.) производство и использование меди привело к процветанию Кипра. Крепли торговые связи со странами Востока, Египтом и островами Эгейского моря. Приблизительно в 1400 г. до н.э. жители Микен приехали на остров в качестве купцов, а позднее стали здесь селиться. Они привнесли в культуру Кипра греческий язык, религию, обычаи и традиции, а также православное искусство.

Греческая семья и расцвет Кипра

Предполагают, что после окончания Троянской войны ее герои приехали и обустроились на Кипре, основав города-государства, украшенные великолепными памятниками и циклопическими стенами. Теламон Тевкр, брат Эанта, основал города Саламин, Агапенор из Аркадии – Пафос, Халканор – Идалио, Праксандр из Лаконии – Голгус, аргивцы – Курий, Хитрос – Хитрус (Кифрея), а сын Теея Акамант назвал своим именем мыс острова.

С тех пор остров вступил в греческую семью, получил язык и религию, а развитие связей и традиций помогло Кипру противостоять множеству завоевателей из окружающих стран.

В кипрскую геометрическую эпоху (1050-750 гг. до н.э.) города-государства начинают развиваться, а греческая цивилизация распространяется по всему острову. Насчитывается 10 городов-государств. Поражение микенцев, которое было нанесено дорийцами (1100 г. до н.э.) дало возможность финикийцам сосредоточить в своих руках всю торговлю и основать поселения в самых важных местах Средиземноморья.

Таким образом, они поселились на Кипре (г. Китий). VIIIвек до н.э. стал периодом значительного расцвета. Достигают высокого уровня обработка металлов, слоновой кости, ткачество, что видно из рисунков на керамической сосудах того времени.

Возможно, тогда греки познакомились с финикийским алфавитом, который соответствовал требованиям их языка и послужил основой для образования греческого алфавита.

Время борьбы

В архаическую эпоху (750-475 гг. до н.э.) Кипр становится добычей различных завоевателей. Кипрские города-государства борются за сохранение своей независимости, но все же постепенно попадают под власть иноземных народов: ассирийцев, египтян, персов. Самым важным городом-государством того времени был Саламин. Археологические находки открывают богатство городов Кипра, а также наглядно показывают, что многие поколения сохраняли микенские обычаи захоронения. Эти раскопки рассказывают и о структуре кипрского общества.

Во время господства персов кипрские правители продолжали царствовать и распоряжаться делами государств. Однако они были обязаны платить дань, а также помогать персам, представляя им свой флот во время предпринимаемых боевых действий.

Классический период истории (475-325 гг. до н.э.) на Кипре совпадает с греческими войнами за освобождение Кипра от персов. Афиняне не раз пытались освободить остров. В 449 г. до н.э. Кимон Афинский достиг берегов Кипра с 200 кораблями. В последующем сражении он потерпел поражение у Кития. Славный царь Саламина Эвагорас I смог объединить все кипрские царства и вместе с силами афинян повести их против персов.

Однако после многолетней войны Эвагорас был вынужден подписать мирный договор с завоевателями, а также оставить управление кипрскими городами-государствами, находящимися в данный момент в его подчинении, за исключением Саламина, и платить тяжелую дань персам. Персидское иго было сброшено во времена правления Александра Македонского (332 г. до н.э.). В результате победоносного похода Александр завоевал Персию и включил Кипр в состав империи.

Новый взлет

После войн, развязанных наследниками Александра Великого, а также после разделения его империи, Кипр попадает в состав Греческого царства египетских царей Птолемеев. Таким образом, остров становится частью греческого «Александрийского» мира. Для Кипра этот период связан с расцветом и богатством. Упраздняются кипрские царства, и остров объединяется под властью египетских Птолемеев со своей столицей в городе Пафосе. Мир, который воцарился на острове, принес с собой эпоху экономического и культурного расцвета.

К важным памятникам этой эпохи относятся царские захоронения в Пафосе и театр Курия (II век до н.э.), а наиболее выдающейся личностью данного периода является Зенон Стоик из Кития (конец III-го – начало IIвв. до н.э.) – основатель философской школы в Афинах и последователь стоической философии. Кроме того, в эти годы греческий алфавит распространился по всему острову.

Тяжелым историческим моментом для острова являются годы войны между Египтом и Кипром. После поражения Антония и Клеопатры при Актии (31 г. до н.э.) Кипр становится частью Римской империи и управляется римским вице-консулом из резиденции в Пафосе. Во время первого похода апостолов Павла и Варнавы (45 г. н.э.) вице-консул Кипра Сергиос Павлос принимает христианство, и Кипр становится первой страной, управляемой христианином.

Сильные землетрясения I-го в. до н.э. и I-го в. н.э. разрушили многие города, которые затем были восстановлены. В 313 году н.э. по указу Медиолана христиане получают право свободного вероисповедания. В 325 г. н.э. кипрские епископы приняли участие в Первом Вселенском Синоде в Никее. Этому периоду сопутствует экономический и культурный подъем. Из того времени до наших дней дошли великолепные памятники, такие как театры (Саламин, Солон и Курий, который был заново отстроен и расширен), храмы (Аполлона Илати в Курии, Зевса в Саламине), асклепейоны (храмы, посвященные отцу медицины Асклепию, в которых также размещались и больницы), а также частные жилища, украшенные мозаичными картинами (Дом Эвстолия в Курии, Дом Диониса, Дом Орфея, Дом Тесея, а также Жилище Эона в Пафосе).

Итак, мы рассказали вам о Кипре в период до 336 года. С этого времени Кипр продолжает развиваться и вступает в эпоху Средневековья. Об этом периоде в истории Кипра вы можете прочитать в нашем следующем обзоре.

Exit mobile version